вторник, 25 апреля 2023 г.

Технические требования к раме и кузову грузовых вагонов в эксплуатации

 1 Рама

Наиболее распространенными неисправностями рам грузовых вагонов является образование в них различных трещин и надрывов.

Трещины обычно встречаются в местах соединения ударной розетки и концевой балки, на хребтовой балке в местах расположения передних и задних упоров автосцепного устройства и между ними, в сварных швах, соединяющих шкворневую и хребтовую балки. Трещины в промежуточных поперечных балках встречаются редко и в основном в полувагонах.

Признаком наличия трещин в элементах рам вагонов, как и в других узлах и деталях, является скопление в местах их образования валиков пыли, ржавчины, зимой инея.

Образованию трещин и изломов в хребтовой балке часто предшествует вертикальный её прогиб, который допускается не более 100 мм и измеряется с помощью линейки и шнура, который натягивается между пятниками вагона.

Об обрыве шкворневой балки в месте соединения ее с хребтовой балкой может свидетельствовать отсутствие зазора в скользунах соответствиющих концов шкворневой балки.

Обрыв угловой стойки полувагона в соединении с нижней боковой обвязкой кузова является признаком возможного излома хребтовой балки в месте её сочленения с концевой балкой, а обрыв шкворневой стойки в месте соединения с нижней обвязкой – является признаком возможного излома хребтовой балки в зоне пятника или нарушения сварочного соединения ее со шкворневой балкой.

На обрыв хребтовой балки может указывать также обрыв любой промежуточной стойки или раскоса кузова в месте соединения с нижней обвязкой.

Обрыв одного из раскосов (см. рис. 1) в средней части является, как правило, следствием прогиба хребтовой балки сверх допустимой величины

Рисунок 1 – Обрыв раскоса

Крытые вагоны имеют такие же признаки излома и повышенного прогиба хребтовой балки, как и полувагоны.

В вагонах хопперах о возможном изломе хребтовой балки в консольной части свидетельствует обрыв угловой или шкворневой стойки кузова в месте соединения их с верхней обвязкой.

Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых в раме имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:

  • излом или трещина, переходящая с горизонтальной на вертикальную полку хребтовой, боковой, шкворневой или концевой балки (см. рис. 2, а), трещины в узлах сочленения хребтовой и шкворневой балок (см. рис. 2, б);

Рисунок 2

  • продольные трещины в балках рамы длиной более 300 мм (см. рис. 3);

    Рисунок 3
  • трещины в надпятниковой плите (фланце) пятника длиной более 30 мм (см. рис. 4);

Рисунок 4

  • вертикальные, продольные и наклонные трещины любой длины, если они проходят более чем через одно отверстие для болтов или заклепок (в усиливающих планках или накладках, ранее поставленных при ремонте на балках рамы, не допускаются изломы и трещины те же, что и в самих балках рамы, трещины, перекрытые накладками, не учитываются) (см. рис. 5);

Рисунок 5

  • обрыв сварного шва (см. рис. 6 а), обрыв или отсутствие заклепки заклепочного соединения, ослабление, обрыв или отсутствие деталей болтового крепления пятника к раме вагона (рис. 6 б);

Рисунок 6

  • длина вертикальных (см. рис. 7, а) или наклонных трещин (см. рис. 7, б), расположенных на одной стенке балки, более 100 мм при измерении по вертикали между концами трещин;

Рисунок 7

  • обрыв по сварке или разрыв накладок, соединяющих верхние листы поперечных балок рамы полувагона с нижним обвязочным угольником (см. рис. 8);

Рисунок 8

  • трещины или разрывы верхнего или вертикального листа поперечной (а) шкворневой (б) или концевой балок рамы (в) (см. рис. 9);

Рисунок 9

  • вертикальные прогибы продольных балок у четырех- и шестиосных грузовых вагонов более 100 мм (в случае выявления замеряется на расстоянии между шкворневыми балками) (см. рис. 10);

Рисунок 10

  • трещины любой длины в рамах длиннобазных платформ (см. рис. 11);

Рисунок 11

  • отсутствие одного и более технологического груза балластировки крытых вагонов для перевозки автомобилей модели 11-287;
  • трещина или обрыв кронштейна крепления двухкамерного резервуара к раме вагона либо отсутствие болтов (см. рис. 12).

Рисунок 12 Крепление двухкамерного резервуара к раме вагона

2 Кузов

В кузовах крытых вагонов наибольшим повреждениям подвержены «армировка» дверей, дверные рельсы, детали крепления дверей и люков; обшивка кузова и крыши (это пробоины, провисание, нарушение мест крепления листов); настил пола; металлические пластины на боковых стенах кузова для открывания дверей ломом.

У платформ часто повреждаются борта, бортовые петли и запоры, пол, обвязочные угольники пола. Особое внимание необходимо обращать на специализированные платформы, груженые крупнотоннажными контейнерами. Запрещается постановка в поезда и следование в них платформ, у которых в узлах крепления хотя бы один фитинговый упор отсутствует, либо не фиксируется в вертикальном рабочем положении, погнут, имеет трещину.

В полувагонах наиболее часто встречающимися повреждениями являются поломки крышек люков, люковых и дверных запоров, стоек и раскосов (особенно в местах их соединения с рамой вагона), обвязочных балок, металлической «армировки», дверей, обшивки.

Для цистерн характерным повреждением являются трещины котла, разрыв сварочных швов, вмятины в различных местах котла, нарушение их крепления с рамой, неисправность сливных приборов.

Особенности конструкции кузовов специальных вагонов обусловили ряд других неисправностей. Например:

  • у вагонов – хопперов – это повреждения механизмов и крышек разгрузочных люков;
  • у бункерных полувагонов – запорных крючков, крышек, сварных швов между опорами, рамой вагона и секторами, паровой рубашки;
  • у двухъярусных платформ – деталей крепления автомобилей и т.д.

Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, кузова которых имеют хотя бы одну из следующих неисправностей:

  • обрыв сварного шва соединения стойки с обвязкой или балкой рамы (см. рис. 13), обрыв раскоса;

Рисунок 13 - Обрыв сварного шва

  • повреждения крыши, обшивки, пола, потолочных или боковых люков, если груз может быть испорчен вследствие попадания влаги, выпасть на путь или быть похищенным, неисправность кровли, создающая опасность отрыва ее листов (см. рис. 14);

Рисунок 14

  • отсутствие двери или дверного упора. Повреждение крепления или изгиб дверных рельсов или повреждение направляющих, угрожающие падением двери на путь (см. рис.15);

Рисунок 15

  • перекос кузова более 75 мм (см. рис. 16);

Рисунок 16

  • зазор между шкворневой балкой и боковой рамой тележки у груженых цистерн менее 30 мм (см. рис.17);

Рисунок 17

  • уширение кузова вагона более 75 мм на одну сторону (см. рис 18);

Рисунок 18

  • отсутствие крышки люка или створки двери у полувагона. Обрыв хотя бы одного шарнирного соединения в крышке люка, неисправность запора крышки люка или торцовых дверей, которая может вызывать самопроизвольное их открывание или падение (см. рис. 19);

Рисунок 19

  • излом верхней обвязки полувагона, обрыв по сварке или разрыв накладок, соединяющих верхнюю обвязку кузова полувагона в угловом месте соединения элементов верхних обвязок торцевой и продольной стен при наличии трещин выходящих на наружную, видимую для осмотрщика вагонов, часть верхней обвязки (см. рис 20);

Рисунок 20 – Излом верхней обвязки полувагона

  • повреждения бортов, досок и металлического настила пола, петель и запоров у платформы, которые могут вызвать падение бортов, груза или выход их за габарит (см. рис 21);

Рисунок 21

  • специализированные платформы, груженные крупнотоннажными контейнерами, у которых в узлах крепления контейнера хотя бы один фитинговый упор отсутствует либо не фиксируется в вертикальном рабочем положении, погнут, имеет трещину (см. рис. 22);

Рисунок 22 – Неисправности фитинговых платформ

  • трещины в котлах цистерн, которые вызывают течь груза (см. рис. 23);

Рисунок 23 – Трещины и вмятины в котлах цистерн

  • продольные и поперечные трещины в опорных листах и местах их приварки к котлам безрамных цистерн длиной более 300 мм;
  • неисправности сливных приборов у цистерн, приводящие к потере груза, отсутствие запорных крышек сливных приборов (см. рис. 24);

Рисунок 24 

  • открытые крышки сливных приборов, крышки колпаков и откидных колпаков специальных цистерн;
  • отсутствие (а), ослабление (б), трещины или обрыв пояса котла цистерны (в), сдвиг котла (г) (см. рис. 25);
  • открученная стопорная гайка муфты пояса котла;

Рисунок 25

  • неисправности и повреждения, нарушающие прочность крепления поручней, подножек и переходных площадок (см. рис. 26);

Рисунок 26

  • открытые загрузочные люки, не зафиксированные специальным фиксатором штурвалы привода механизма разгрузки у вагонов для перевозки цемента, трещины в сварных соединениях кронштейнов крепления привода механизма разгрузки, обрыв крепления крышки загрузочного люка вагона-хоппера для зерна (см. рис. 27);

Рисунок 27

  • трещины и пробоины кузовов (см. рис. 28, а) , неисправности механизмов разгрузки приводящие к потере груза (см. рис. 28, б), у вагонов для перевозки минеральных удобрений, окатышей и агломерата;

Рисунок 28 

  • открытые переездные площадки у платформ для перевозки автомобилей.

В вагонах-думпкарах, кроме указанных неисправностей, не допускаются:

  • повреждение механизма открывания бортов, механизма блокировки, проворачивания собачки, отогнутый или не совпадающий с опорой более 15 мм шип; отсутствие противовеса валика или шплинта в рычагах механизма открывания бортов или валика опоры кузова (см. рис. 29);

Рисунок 29 – Механизм открывания бортов думпкара

  • ослабление болтов крепления корпуса амортизатора;
  • излом ушка разгружающего цилиндра, обрыв упоров от перемещения кузова (см. рис. 30).

Рисунок 30