вторник, 25 апреля 2023 г.

Техническое обслуживание грузовых вагонов при подготовке их к перевозкам

 1. Техническое обслуживание грузовых вагонов при подготовке их к перевозкам

Специализированные вагоны, предназначенные для перевозки опасных грузов, предъявляют к техническому обслуживанию только в порожнем состоянии в день погрузки с обязательным указанием в отдельной книге формы ВУ-14 наименования груза и результатов технического обслуживания.

Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23М (ВУ-23) маневровыми средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами.

Техническое состояние наружного и внутреннего оборудования грузовых вагонов (крытых, АРВ, рефрижераторных секций), котлов, сливо-наливной и контрольной арматуры цистерн, съемного и несъемного специализированного оборудования платформ, предназначенного для крепления груза, определяет грузоотправитель.

2. Запрещается готовить и подавать вагоны под погрузку грузов

  • Без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными.
  • С выработанным межремонтным нормативом по пробегу или календарному сроку.
  • Если до истечения межремонтного норматива остается менее 30 суток по календарному сроку или 5 тыс. км по пробегу при перевозках в международном сообщении (при перевозках во внутригосударственном сообщении железнодорожная администрация вправе установить иные условия).
  • При отсутствии трафаретов о ремонте вагонов, с искаженной или двойной нумерацией, при отсутствии кода страны-собственника, не зарегистрированные в картотеке АБД ПВ.

3. Запрещается подавать под погрузку вагоны, имеющие неисправности колесных пар

  • толщина гребня колес менее 25 мм для грузовых вагонов, подготавливаемых к перевозке в международном сообщении. Толщина гребня колёс грузовых вагонов при курсировании по путям общего пользования в пределах железнодорожной администрации устанавливается владельцем инфраструктуры;

  • прокат по кругу катания колесной пары более 8,5 мм;

  • неравномерный прокат по кругу катания (при обнаружении) более 2 мм;

Неравномерный прокат определяется разностью измерений в сечениях максимального износа и с каждой стороны от этого сечения на расстоянии до 500 мм.

  • вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый шаблоном ВПГ;

  • ползун на поверхности катания колесных пар грузовых вагонов, оборудованных подшипниками роликовыми цилиндрическими и сдвоенными - глубиной более 1,0 мм;
  • ползун на поверхности катания колесных пар грузовых вагонов, оборудованных подшипниками кассетного типа – глубиной более 2,0 мм; 
  • протертость средней части оси глубиной более 2,5 мм (5 мм по диаметру);
  • следы контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси;
  • сдвиг или ослабление ступицы колеса на подступичной части оси;

  • выщербины на поверхности катания колеса глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм;

Трещина в выщербине или расслоение, идущее вглубь металла, не допускаются. Толщина обода колеса в месте выщербины не должна быть менее допускаемой. Выщербины глубиной до 1 мм не бракуются независимо от их длины.


  • кольцевые выработки на поверхности катания колеса у основания гребня более 1 мм, глубиной на уклоне 1:3,5 более 2 мм или шириной более 15 мм;

При наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания, нормы браковки их такие же, как для кольцевых выработок, расположенных у гребня.


  • местное уширение обода колеса (раздавливание) более 5 мм;
  • поверхностный откол наружной грани обода колеса, включая местный откол кругового наплыва, глубиной (по радиусу колеса) более 10 мм, или ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120 мм, или наличие в поврежденном месте независимо от размеров откола трещины, распространяющейся в глубь металла;

  • повреждение поверхности катания колеса, вызванное смещением металла, ("навар") высотой у колесных пар пассажирских вагонов более 0,5 мм, грузовых вагонов более 1 мм;

  • остроконечный накат - выступ, образовавшийся в результате пластической деформации поверхностных слоев металла гребня в сторону его вершины, выявляется визуально;

Для колесных пар грузовых вагонов браковочным является остроконечный накат, находящийся в рабочей части гребня колеса в зоне 2 мм от вершины гребня и 13 мм от поверхности катания, который определяется приспособлением для установления зоны браковки остроконечного наката гребня Т 1436.000.


  • толщина обода колеса по кругу катания менее 22 мм.

4. Запрещается подавать под погрузку вагоны, имеющие неисправности тормозного оборудования

  • неисправное тормозное оборудование: воздухораспределитель, авторежим, концевой и разобщительный кран, выпускной клапан, тормозной цилиндр, резервуары, рабочая камера;
  • повреждение воздухопроводов: трещины, прорывы, протертости и расслоение соединительных рукавов; трещины, надломы и вмятины на воздухопроводах, неплотность их соединений, ослабление трубопровода в местах крепления;

  • неисправность механической части: триангелей, тяг, подвесок, авторегулятора рычажной передачи, башмаков, клещевых механизмов; трещины или изломы в деталях, откол проушин колодки, неправильное крепление колодки в башмаке (накладки); неисправные или отсутствующие предохранительные устройства и балки авторежимов; нетиповое крепление механических частей, нетиповые детали и шплинты в узлах;

  • неисправный стояночный (ручной) тормоз;
  • ослабление крепления деталей;

  • неотрегулированная рычажная передача;
  • толщина колодок (накладок) менее минимально-допустимой в эксплуатации.

4.1 Наиболее часто встречаются следующие неисправности тормозного оборудования грузовых вагонов

Тормозная магистраль:
  • утечки сжатого воздуха в соединениях и из тормозных приборов;
  • трещина магистральной трубы по резьбе;
  • протертости, вмятины магистральной трубы;
  • повреждение подводящей трубы;
  • трещина, износ резьбы тройника.


Соединительный рукав:    
  • отсутствие хомута;
  • излом, трещина наконечника рукава;
  • износ гребня соединительной головки;
  • излом, трещина соединительной головки;
  • забита канавка для уплотнительного кольца;
  • вздутие рукава;
  • обрыв рукава;
  • расслоение рукава.




Кран концевой:        

  • откол, трещина корпуса крана;
  • заклинивание клапана крана.
Воздухораспределитель:    

  • излом, трещина рабочей камеры;
  • износ резьбы в местах установки шпилек крепления главной и магистральной частей рабочей камеры;
  • износ резьбы в местах установки накидных гаек подводящих трубок;
  • ослабление крепления рабочей камеры.


Запасной резервуар:      
  • износ резьбы, излом штуцера запасного резервуара;
  • трещины, протертости, вмятины запасного резервуара;
  • ослабление крепления запасного резервуара.
Тормозной цилиндр:      
  • ослабление крепления тормозного цилиндра;
  • излом трещины корпуса тормозного цилиндра;
  • излом отпускной пружины;
  • износ манжеты поршня;
  • износ резьбы штуцера в местах установки накидных гаек подводящих трубок.

Триангель:          
  • трещина, изгиб или излом струны триангеля;
  • трещина, изгиб или излом распорки триангеля;
  • трещина, изгиб или излом траверсы триангеля;
  • заварной башмак.

Тормозная рычажная передача:
  • износ тормозных колодок;
  • нарушение регулировки ТРП.

5. Запрещается подавать под погрузку вагоны, имеющие неисправности рамы и кузова вагона

  • повреждение или отсутствие металлических обшивок, настила пола, борта и других узлов кузова, крыши, дверей;
  • повреждение дверных, бортовых запоров и шарниров, переходных площадок и подножек, обрыв или трещина хотя бы одного шарнирного соединения крышки люка или двери;


  • пробоины и трещины во внутренней и наружной обшивке бункеров, уширение стенок бункеров более 100 мм, трещины и изломы в опорах бункеров вагонов для нефтебитума;
  • вмятины на котле цистерны глубиной более 40 мм на площади не более 0,5 кв. м. Допускается наличие не более двух отдельных вмятин, расположенных на цилиндрической части цистерны и днище, за исключением зоны крепления котла к раме (зоны лап и лежней) и опорных зон на расстоянии 200 мм до опоры и на сварных швах);
  • отсутствие подножек и лестниц у вагонов, где они предусмотрены конструкцией вагона;
  • трещины в узле крепления вертикальной стойки к раме, поперечные трещины в горизонтальных полках балок рамы длиной более 30 мм, трещины верхней обвязки, обрыв по сварке или разрыв накладок, соединяющих верхнюю обвязку кузова полувагона в угловом месте соединения элементов торцевой и продольной стен при наличии выходящих на наружную, видимую для осмотрщика вагонов часть верхней обвязки;
  • не фиксируется в вертикальном рабочем положении, отсутствует либо погнут, имеет трещину, в узлах крепления контейнера, хотя бы один фитинговый упор специализированных платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров;
  • отсутствие или повреждение лесных скоб на платформах.

6. Запрещается подавать под погрузку вагоны, имеющие неисправности автосцепного устройства

  • трещина в корпусе автосцепки, излом деталей механизма;
  • износ или другие повреждения деталей механизма автосцепки, при которых возможен саморасцеп;
  • уширение зева, износы рабочих поверхностей по контуру зацепления автосцепки, сверх допускаемых (проверяются шаблонами в концевых вагонах состава);
  • отсутствие валика подъемника автосцепки, не закрепленный от выпадения или закрепленный нетиповым способом валик подъемника, недействующий предохранитель замка от саморасцепа;
  • трещина тягового хомута, трещина или излом клина или валика тягового хомута. Излом клина тягового хомута может быть выявлен по следующим признакам: изгиб болтов, поддерживающих клин (ближний к концевой балке болт изогнут больше); блестящая намятина заплечика клина; наличие крупнозернистой металлической пыли на тяговом хомуте; наличие двойного удара (отдача) при ударе молотком снизу по клину; увеличенный (уменьшенный) выход автосцепки, провисание автосцепки.
  • излом или трещина центрирующей балочки, маятниковой подвески (или направляющей рейки центрирующего прибора безмаятникового типа), неправильно поставленные маятниковые подвески (широкими головками вниз);

  • неисправное или нетиповое крепление клина или валика тягового хомута;
  • наличие клина с заплечиками, отсутствие предохранительной планки в узле крепления тягового хомута поглощающего аппарата Ш-6-ТО-4;

  • трещина или сквозная потертость корпуса поглощающего аппарата, повреждение поглощающего аппарата, вызывающее потерю упругих свойств (неприлегание его одновременно к задним и передним упорам через упорную плиту более чем на 5 мм);
  • расстояние от упора головы автосцепки до наиболее выступающей части розетки: при длине ударной розетки 185 мм - менее 60 и более 90 мм, у восьмиосных вагонов указанное расстояние менее 100 и более 140 мм. У вагонов, оборудованных укороченными ударными розетками - 130 мм, расстояние от упора головы автосцепки до ударной розетки должно быть не менее 110 и не более 150 мм;
  • ослабление болтов или нетиповое крепление планки, поддерживающей тяговый хомут, трещина или излом планки, кронштейна или державки расцепного привода, ударной розетки, упорной плиты или упоров; погнутый расцепной рычаг;




  • цепь или цепи расцепного привода длинной более или менее допустимой:

Длинная цепь расцепного привода, если при постановке рукоятки расцепного рычага на горизонтальную полочку кронштейна нижняя часть замка выступает за ударную стенку зева автосцепки.

Короткая цепь расцепного привода, если нельзя положить плоскую часть расцепного рычага на горизонтальную полочку кронштейна.

Незаваренными звеньями или надрывами в них, прикрепленная нетиповым способом цепь расцепного рычага.

  • не прикрученные проволокой к фиксирующему кронштейну рукоятки расцепных рычагов грузовых вагонов, находящихся под общим грузом;
  • высота оси автосцепки над уровнем головки рельсов: у пассажирских порожних вагонов более 1080 мм и у вагонов с пассажирами менее 980 мм; у грузовых порожних вагонов более 1080 мм или менее 980 мм, у груженых четырехосных вагонов менее 950 мм; у шести-, и восьмиосных вагонов менее 990 мм, менее 1000 мм у порожних рефрижераторных вагонов;
  • разность по высоте между продольными осями сцепленных автосцепок более 100 мм (кроме локомотива и первого груженого грузового вагона, у которых разность допускается 110 мм);

Контроль производить на горизонтальном и прямом участке пути с помощью специального устройства для измерения высоты оси автосцепки над уровнем головки рельса (черт. Т 1339.00.000 СБ).

  • вагоны с изломанными или отсутствующими стяжными болтами, отвинченными гайками, с изломом витков и потерей начальной затяжки пружин подпружиненного центрирующего устройства с выбитыми или отсутствующими торсионами автосцепного устройства восьмиосных цистерн;

  • зазор между потолком розетки и хвостовиком корпуса автосцепки менее 25 мм;
  • выход вкладышей крепления крышки поглощающего аппарата Ш6-ТО-4 за наружные плоскости боковых стенок корпуса.

7. Запрещается подавать под погрузку вагоны, имеющие неисправности загрузочно-выгрузочных устройств

  • неисправность запора крышки люка или двери, запорного устройства для пломбирования у вагонов-зерновозов и цистерн;
  • погнутый кронштейн цилиндра опрокидывания вагона-думпкара;
  • отсутствие или повреждение уплотнительных резиновых прокладок разгрузочных люков у вагонов-хопперов для перевозки цемента, зерна, минеральных удобрений;
  • неисправность механизма привода, трещина, неплотное прилегание среднего клапана сливного прибора с тремя степенями защиты вагонов-цистерн;
  • неисправные запорные механизмы бункеров, отсутствие крышек бункеров, несовпадение зуба сектора с гнездом в опоре;
  • отсутствие или повреждение концевого крана или соединительного рукава разгрузочной магистрали;
  • неплотное прилегание крышек люков, продольное смещение вала разгрузочного механизма, зазор между зубом защелки и зубом рычага более 3 мм, величина перехода рычага через "мертвую точку" менее 8 мм или более 18 мм у вагонов для перевозки горячих окатышей и агломерата;
  • зазор между зубом закидки и зубом фиксатора более 8 мм - у вагонов для минеральных удобрений, величина перехода рычагов через «мертвую точку» менее 20 мм - для верхней тяги, 15 мм - для нижней, трещины бункера у зерновозов, изгиб, обрыв фиксатора штурвала механизма разгрузки, отсутствие штурвала, трещины в сварных соединениях кронштейнов крепления приводов механизма разгрузки, изгибы и вмятины разгрузочных и загрузочных люков, обрыв крепления крышки загрузочного люка, износ в шарнирных соединениях механизма разгрузки более 2 мм, вкладышей привода механизма разгрузки - более 3 мм.
Подготовку под погрузку механизмов разгрузки специализированных вагонов с восьмизначной нумерацией (вагонов-хопперов для перевозки минеральных удобрений, цемента, сыпучих стройматериалов, зерна, апатитов, технического углерода, гранулированной сажи, горячих окатышей, сыпучих металлургических грузов, кокса, угля, торфа и др.) производит собственник вагона или грузоотправитель в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

8. Общие и организационные требования к техническому обслуживанию грузовых вагонов при подготовке их к перевозкам

  • суммарный боковой зазор, превышающий 20 мм, в центральном узле пятник-подпятник восьмиосных цистерн;
  • вагоны под скоропортящиеся грузы осматриваются только в порожнем состоянии;
  • подготовка цистерн под налив нефтепродуктов производится на промывочно-пропарочных станциях (ППС) и пунктах;
  • вагоны-цистерны для перевозки опасных грузов, предъявляемые к техническому осмотру, должны иметь четкие надписи о сроках проведения периодического ремонта, наименовании груза;
  • предъявляемые к техническому обслуживанию вагоны должны быть в порожнем состоянии и очищены от ранее перевозимых грузов;
  • на универсальные крытые вагоны и контейнеры надписи о наименовании груза не наносятся;
  • исправное техническое состояние кузовов предъявленных к техническому обслуживанию вагонов, корпусов контейнеров и котлов контейнеров-цистерн, а также их арматуры, запорно-предохранительных устройств и оборудования, гарантирующее безопасность перевозки конкретного опасного груза до станции назначения, включая этап выдачи груза, обеспечивает грузоотправитель;
  • по окончании технического обслуживания осмотрщик сообщает о готовности вагонов оператору ПТО. В книге формы ВУ-14, против каждого номера вагона или группы вагонов, осмотрщик ставит подпись, удостоверяя их пригодность для перевозок конкретного груза;
  • техническая готовность под погрузку состава в целом подтверждается подписью руководителя смены ПТО в книге формы ВУ-14;
  • запрещается ставить в поезда после выгрузки порожние вагоны с незакрытыми или отсутствующими дверями, крышками люков, заглушками сливных приборов цистерн. При постановке порожних вагонов в поезд необходимо обращать внимание на исправность дверных шарниров, наличие валиков и петель дверей полувагонов. При обнаружении дверей с отсутствующими валиками - одного валика при двух петлях на дверь или двух валиков при трех петлях, двери не закрывают, а закрепляют их к боковой стенке полувагона в открытом состоянии и отправляют на ближайший ПТО, заполнив форму ВУ-23М (ВУ-23).